http://newsland.ru/News/Detail/id/505652/cat/87/
Тысячи россиян неожиданно для себя оказались должны компании "Скайлинк" за давно молчащие телефоны и неиспользуемый интернет. Как не попасться на удочку сотовых операторов и что делать, если с вас неожиданно требуют долг, выяснял корреспондент "Мира новостей".
НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОЛГ
Когда в конце ноября минувшего года Илье Арсентьеву из города Железнодорожного пришло письмо от коллекторской компании (занимаются взысканием проблемных долгов в досудебном порядке. - Н.A.) с требованием заплатить ОАО "Московская сотовая связь" долг в размере 5102 рублей и 95 копеек, тот не сразу понял, чего от него хотят. Наконец вспомнил, что еще в 2007 году купил модем у сотового оператора "Скайлинк", попользовался год и выбросил.
Причин считать себя должником у Ильи не было. Тариф у него авансовый, то есть пока платишь деньги вперед - есть интернет, перестал платить - нет интернета. А Илья Арсентьев по профессии бухгалтер и по натуре человек аккуратный. Поэтому он не просто выкинул RUIM-карту (аналог симки у "Скайлинка") в мусорное ведро, а сперва позвонил в коллцентр оператора и спросил, как корректно расторгнуть договор.
- Мне сказали, что достаточно прислать факс в свободной форме, что я и сделал, - рассказывает Илья. - Это теперь "Скайлинк" уверяет, что никакого факса не было.
Оказывается, осенью 2007-го "Скайлинк" "облагодетельствовал" своих клиентов новой платной услугой под названием "Резервирование номера при принудительной блокировке". Стоит она 60 процентов от ежемесячной абонентской платы и включается, когда абонент перестает платить и номер блокируется. Послать своим клиентам письма или хотя бы позвонить по указанным в каждом договоре контактным телефонам сотрудники компании не удосужились. В общем, неудивительно, что Илья, как и многие другие пользователи, о новой "услуге" знать не знал.
Теперь у бухгалтера из Железнодорожного требовали оплатить эту навязанную "услугу". Да и как требовали! Коллекторы были назойливы и письмами не ограничивались. Например, по выходным в 8 утра звонили родителям Ильи в Орехово-Зуево специально, чтобы рассказать о долге сына. А еще угрожали испортить кредитную историю, лишить возможности пользоваться любой сотовой связью на территории страны и запретить выезд за ее пределы.
Илье это дело надоело, и он сам подал на "Скайлинк" в суд. Тут-то и начались чудеса: сначала сотовый оператор снизил размер "долга" до трех с небольшим тысяч, а потом и вовсе остановился на 1446 рублях - подтвердить большую сумму он просто неспособен.
ДРУГИЕ ЖЕРТВЫ
Илья Арсентьев далеко не единственный пострадавший от новой "услуги" "Скайлинка". В 2006-2007 годах этот оператор активно рекламировал свой интернет в Москве и Подмосковье, но качество соединения во многих районах области оставляло желать лучшего. Поэтому выброшенных RUIM-карт "Скайлинка" насчитываются тысячи. И все их хозяева оказались должны за пресловутое "резервирование". Кто-то мирится с требованием и платит, а кто-то скандалит и судится. Но самым активным борцом оказался четверокурсник юрфака МГУ Иван Глазков. На его сайте protivskylink.3dn.ru зарегистрировано уже почти 600 пострадавших.
В 2008 году Иван сменил оператора, а по прошествии полутора лет к нему обратились коллекторы.
Почти 5 тысяч рублей коллекторы требовали себе в счет "компенсации затрат на взыскание задолженности".
Глазков отправил официальную претензию в "Скайлинк". Через три месяца Ивану пришел ответ, в котором его "долг" как по волшебству уменьшился больше чем вдвое. Получается, простая попытка разобраться, в чем дело, капитально уменьшает аппетиты оператора.
Дело в том, что типовой договор "Скайлинка" дает абоненту разные возможности отключиться. Вот "Скайлинк" и начисляет сперва "долги" по более дорогому варианту, хотя и не может обычно доказать, что абонент специально заказывал блокировку номера. Выгода очевидная: кто-то решит не возиться и заплатит. А начнет выяснять - ну, извините, ошибочка вышла.
Иван сдаваться не намерен, со дня на день его инициативная группа подает против "Скайлинка" коллективный иск. В своем обращении жертвы "Скайлинка" будут упирать на авансовый характер тарифа. А также оспаривать право оператора самостоятельно менять условия договора.
ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ ОПЕРАТОРОВ
Однако профессиональные защитники прав потребителей не уверены в успехе этого предприятия.
- У мобильных операторов сильное лобби, - считает Дмитрий Лесняк из организации "Общественный контроль".
Сам факт того, что договор авансовый, оказывается, не значит, что клиент не может влезть в долги. Считается, что прекратить обслуживание при нулевом балансе - право оператора, а не обязанность, исключением являются только детские тарифы вроде мегафоновских "Смешариков", где отдельным пунктом прописан так называемый порог отключения.
Другое дело, что "Скайлинк" можно наказать за передачу личных данных коллекторам. Иван со товарищи планируют активно заняться этим. Благо прецедент есть - по жалобе одной абонентки "Скайлинк" уже оштрафовали за то же самое на 9 тысяч рублей. Пустячок, а приятно.
КАК УБЕРЕЧЬСЯ?
Чтобы самим не наступить на те же грабли, что и герои публикации, разрывать договор с сотовыми операторами надо предельно корректно. И не только со "Скайлинком". И "Билайн", и МТС уже грозились переключать "молчунов" на тарифы с высокой абонентской платой. В принципе законы не мешают операторам принять такое решение. А поскольку старые симки есть у многих, имеет смысл перестраховаться - позвонить операторам, узнать о нерасторгнутых договорах и их расторгнуть.
Факса, как видно на примере Ильи Арсентьева, тут недостаточно. Лучше отправить оператору телеграмму или заказное письмо с описью вложения.
ЕСЛИ ЗВОНИТ КОЛЛЕКТОР
Советует юрист "Общественного контроля" Мария Свиридова, сама имевшая опыт работы по взысканию задолженностей:
- Надо как можно скорее свести все общение в юридическую плоскость. Прежде всего требуйте документы. Договор между коллекторским агентством и той фирмой, которой вы задолжали (или якобы задолжали), вам предъявить обязаны. Кроме того, надо получить расчет, на основании которого с вас требуют долг. Для этого напишите официальные обращения в банк (или оператору связи) и в коллекторское агентство и отправьте их письмом с описью вложения. Квитанции о вручении сохраните, они могут пригодиться.
Если ответа не пришло, а звонки не прекратились, обращайтесь в милицию. Пока вам не передали все необходимые документы, звонки коллектора можно расценивать как вымогательство. Разглашение персональной информации третьим лицам (когда коллектор рассказывает о долге вашим соседям, сослуживцам, родственникам) - это тоже повод для обращения в правоохранительные органы.
Все угрозы коллекторов пустые. Если они обещают испортить кредитную историю, не переживайте. Долг сотовому оператору не кредит и на кредитную историю не влияет. "Единой меж-операторской базы данных неблагонадежных клиентов", попав в которую вы якобы не сможете пользоваться мобильным телефоном, в принципе существовать не может. Обещания не выпустить вас за границу - тоже из разряда блефа. Для этого требуется решение суда. Одно то, что вы писали письма коллектору и пытались выяснить причину долга, убедит судей, что вы не скрываетесь.
Если вам начинают угрожать чем-то еще, ведите запись разговора. Скорее всего, после предупреждения об этом тон разговора изменится. А если не изменится, запись пригодится в суде.
И конечно, не надо платить коллекторам за "услуги по взысканию задолженности", требовать этого они не имеют никакого права.