http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1387565 Суд поддержал неактивных абонентов
// Признав незаконными списания с нулевого баланса
Газета «Коммерсантъ» № 106 (4406) от 17.06.2010
Клиенты сотовых операторов, которые перестают пользоваться связью, но не расторгают договор, не должны платить абонентскую плату после того, как их баланс обнулился, решил Таганский суд Москвы. Суд признал незаконными действия "Московской сотовой связи", дочерней компании "Скай Линка", начислившей своему абоненту задолженность в несколько тысяч рублей за резервацию номера при нулевом балансе.
Мировой судья Таганского суда Москвы признал незаконными действия "Московской сотовой связи" (МСС), сообщило Агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). Пресс-секретарь суда Елена Мельник рассказала агентству, что иск клиента МСС, которому начислили задолженность в размере 18 тыс. руб. за резервацию номера, частично удовлетворен. Суд постановил взыскать с компании 5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда клиента и 2,5 тыс. руб. в пользу государства. Сам истец настаивал на компенсации в размере 100 тыс. руб.
Директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева говорит, что компания еще не получила на руки решение суда, но собирается его оспаривать. По ее данным, задолженность истца Е. Ю. Сатдиновой без учета вознаграждения коллекторскому агентству "на порядок меньше" суммы, названной РАПСИ.
О претензиях абонентов к "дочке" "Скай Линка" "Ъ" сообщал 5 марта, когда бывшие клиенты оператора написали несколько коллективных жалоб в Генпрокуратуру, администрацию президента и Роскомнадзор. В них говорится, что в адрес абонентов МСС, заключивших договоры в период с 2008 года, поступают телефонные звонки и письма с угрозами (внесение данных в Бюро кредитных историй, ограничение права выезда за границу и т. п.) от коллекторского агентства ООО "М.Б.А, Финансы". Лидер инициативной группы Иван Глазков настаивал, что коллекторы требовали погасить задолженность за услуги связи перед МСС, а также возместить издержки по взысканию долгов. По его словам, после того как на счете абонента закончились деньги, МСС еще в течение двух месяцев условно "списывала" 80% абонентской платы, а потом расторгала договор в одностороннем порядке.
Аспирантка МГУ им. М. В. Ломоносова, супруга президента Гильдии издателей периодической печати Василия Гатова Леля Шергова подтвердила "Ъ", что спустя полтора года, после того как она перестала пользоваться услугами МСС, получила уведомление от "М.Б.А, Финансы" о задолженности в размере 2586,86 руб. за "оказанные услуги", еще в 2490 руб. оценивалась работа коллекторов. "В моем договоре сказано, что он автоматически расторгается, если я в течение двух месяцев не оплачиваю связь. Кроме того, мне приходило письмо от оператора с "сожалением", что я больше не являюсь его абонентом. Письма коллекторов я игнорировала",— поделилась госпожа Шергова.
Вчера господин Глазков сообщил, что количество участников инициативной группы сейчас превышает 500 человек, средняя задолженность — около 2,5-3 тыс. руб. без учета коллекторского вознаграждения, с учетом — около 5 тыс. руб. Непосредственно от участников группы подано три иска, рассмотрения еще не было. Также господин Глазков уточняет, что был получен ответ от прокуратуры города Москвы, суть которого сводилась к тому, что ведомство выявило нарушения со стороны "Скай Линка" в части передачи персональных данных третьим лицам. Аналогичный ответ пришел из Роскомнадзора, который сообщил, что материалы переданы в прокуратуру с целью возбуждения административного делопроизводства. А письма от коллекторов больше не поступают, подытожил он. Получить подтверждения в прокуратуре и Роскомнадзоре вчера не удалось.
Старший юрист Sameta Маргарита Сологубенко говорит, что решение мирового судьи может носить характер образца для похожих споров, если его подтвердят суды других инстанций — вплоть до Верховного суда. "Скай Линк", скорее всего, будет использовать все процессуальные возможности для оспаривания данного решения, отмечает юрист.